В первую очередь - из-за его оригинальности. Согласитесь, идея
построения снов и манипулирования человеком с помощью этих снов если и
не нова, то по крайней мере не заезжена, свежа. Есть в ней и доля
правды. Например, с фразой о том, что идея - самый мощный вирус, я
абсолютно согласна. Правильно поданная идея, мысль способна пустить в
нашем мозгу очень мощные корни - это психология. То есть, в фильме есть
научные элементы.
В то же время фильм далёк от реальности в смысле
снов. Обычные человеческие сны - отрывочная сумятица, мутная, невнятная
и частенько неприятная, а то и страшная. В фильме же сон - настоящее
приключение. Если бы я видела такие сны, которые "чистое творчество" -
не хотелось бы просыпаться. Хотя нынешние психологические направления,
например, эриксоновский гипноз, утверждают, что можно видеть осознанные
сновидения. Есть даже тренинги под это дело. Пройти, что ли... Хотя
как-то сомнительно, что они реально дают эффект.
"Начало" получило
Оскар за лучший звук и операторскую работу, а я не заметила в них
ничего из ряда вон выходящего. Возможно, по сравнению с остальными
фильмами 2010 года в "Начале" действительно лучший звук и съемки, но это
не то, ради чего стоит смотреть фильм. Фильм, который стоит смотреть
из-за визуального ряда - это, например, "Сонная лощина". А "Начало"
стоит смотреть в первую очередь из-за сюжета. Помимо оригинальной идеи
про уровни снов, показана красивая любовная история, опять же,
неразрывно связанная со снами. Любовные истории как основа сюжета уже
навязли в зубах и не слишком интересны, но как приправа к основа,
оригинальной идее - это то, что нужно.
В качестве минусов отмечу
много сцен, характерных больше для боевиков, чем для фильма, над которым
можно подумать. Всякие погони, перестрелки, переворачивающиеся машины -
на мой взгляд - примитив, элемент не просто легкого, а бездумного кино.
Возможно, эти сцены были вставлены для того, чтобы фильм был интересен
широкому кругу зрителей.
Актерская игра хороша. Ди Каприо, как всегда, на уровне, но опять же - это не то, ради чего фильм стоит смотреть.
Проблема
совести, чувства вины у человека, который невольно поспособствовал
смерти жены - с одной стороны, вечная тема, а с другой - сама ситуация, в
которой герой чувствует вину - абсолютно нестандартна в жизни не
встречается, поэтому интересна.
В целом "Начало", несмотря на
перестрелки - интеллигентный фильм, в какой-то степени научный, в
какой-то степени философский, в какой-то - психологический, и в высшей
степени оригинальный.